- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы управления социально-экономическим развитием региона
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001839 |
Тема: | Теоретические основы управления социально-экономическим развитием региона |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 1. Теоретические основы управления социально-экономическим развитием региона 5 1.1 Регион как объект управления 7 1.2 Особенности системного подхода к управлению социально-экономическим развитием региона 10 1.3 Методические аспекты управления социально-экономическим развитием региона 13 2. Организация управления социально-экономическими процессами в регионе 24 2.1 Государственное регулирование социально-экономических процессов в регионе 24 2.2 Комплексное планирование социально-экономического развития региона 33 2.3 Роль местного самоуправления в решении задач социально-экономического развития региона 36 3. Совершенствование управления социально-экономическим развитием региона 40 3.1 Анализ социально-экономического развития региона 40 3.2 Основные проблемы социально-экономического развития региона 54 3.3 Направления совершенствования социально-экономического развития региона 60 Заключение 71 Список использованных источников 76 ВВЕДЕНИЕ Радикальные изменения экономических отношений в России, осуществляемые в ходе проводимых реформ, вызывают необходимость столь же масштабных перемен на всех уровнях управления экономикой, в том числе на региональном уровне. Это объясняется тем, что именно от состояния экономики и социальной сферы регионов зависит благополучие и прогресс страны в целом. В настоящее время еще многие российские регионы относятся к разряду депрессивных, наблюдается опасная тенденция углубления разрыва в степени социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В этих условиях необходимо сосредоточение усилий на выработке и реализации эффективной модели социально-экономических преобразований. Такая модель должна содержать совокупность экономических, социальных, правовых, экологических и прочих стимулов, которые должны быть направлены на обеспечение и защиту интересов всего населения, а эти интересы, в свою очередь, необходимо увязать на решение главной задачи - создание единого рыночного экономического и социально ориентированного пространства. Во многих российских регионах разрабатываются собственные стратегии социально-экономического роста, реализуются свои особые методы и механизмы обеспечения устойчивого и поступательного развития. Вместе с тем, методологическая база реализации этих сложных и многоаспектных задач в полной мере еще не разработана, в регионах существуют различные условия и трудности как объективного, так и субъективного характера. К числу насущных проблем, требующих скорейшего решения, относятся, прежде всего, такие, как обеспечение системного подхода к управлению социально-экономическими процессами в регионе, упорядочение государственного регулирования регионального развития, обоснование направлений реструктуризации регионального хозяйства и ряд других. Все эти обстоятельства убедительно свидетельствуют о том, что совершенствование системы управления социально-экономическими процессами, происходящими в регионах, является необходимой и актуальной задачей. Целью исследования выпускной квалификационной работы является анализ государственного управления социально-экономическим развитием региона. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: * рассмотреть теоретические основы управления социально-экономическим развитием региона; * изучить организацию управления социально-экономическими процессами в регионе; * выявить пути совершенствования управления социально-экономическим развитием региона. Объектом исследования является социально-экономическое развитие Республики Татарстан. Предметом исследования работы является государственное управление социально-экономическим развитием региона. Методами исследования являются: описательный, сравнительный, экстраполяции, аналитический, статистический анализ документов, что позволило сделать определённые выводы и выработать практические рекомендации. Информационную базу для проведения исследования составили нормативно-правовые и законодательные акты федерального и регионального масштабов, учебная и периодическая литература. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА 1.1 Регион как объект управления Единого определения, которое могло бы дать полную характеристику того, что такое регион, не существует. В первую очередь под регионом понимается отдельная территориальная единица (либо комплекс подобных единиц) какого-либо государства, в том числе и нашего. В экономической сфере под этим термином обычно подразумевают часть территории с установленной системой связи между субъектами производства. Регионом может быть и отдельный (крупный в масштабах государства или отрасли) территориальный экономический комплекс, который обладает функционирующими каналами связи не только с внутренней, но и внешней средой[38, с. 116]. Для географии это, как правило, часть суши, территория значительной площади с отличными от других физико-географическими особенностями. Помимо этого, нужно также заметить, что регион в географии – это ограниченная географическими рубежами (горными системами, например, или какими-нибудь другими природными преградами) территориальная единица. В различных странах понятие того, что такое регион, уникально. Примером может служить Швеция, где регион Стокгольма считается самостоятельной территориально-административной единицей, присущей только столице этого скандинавского государства. В России термин «регион» имеет широкое толкование, которое также зависит от тематической направленности информации, в которой это слово применяется. При исследовании территориальных связей регион можно рассматривать, по крайней мере, с двух сторон: во-первых, как часть единого народно-хозяйственного комплекса страны; во-вторых, как самостоятельное целостное образование, имеющее свои целевые установки развития, свой ресурсный потенциал, свои способы соединения производственных ресурсов — факторов производства. Каждая из этих сторон имеет свои особенности, что накладывает отпечаток на процесс управления ходом регионального развития [35, с. 105]. В первую очередь регионы России – это субъекты страны и государства, которые представлены: республиками (22); краями (9); областями (46); городами федерального значения (3); автономными областями (1); автономными округами (4). В скобках обозначена численность регионов по каждому типу. Помимо вышеуказанных значений термина «регион», в Российской Федерации одноименным словом в государственных нормативных актах, СМИ, отдельных видах информационных источников под словом «регион» могут пониматься: экономические районы (12); географические районы (10); природные районы (8). Правомочным считается применение термина «регион» для обозначения территорий одного часового пояса, военных округов и арбитражных судебных округов. Помимо этого, под отдельные регионы России попадают территории или площади, расположенные за границей. К одним из таких, например, относятся 3 поселка на острове Шпицберген и город Байконур, расположенный в Казахстане, имеющий одноименный космодром. Известно, что на номерных знаках автомобилей указывается регион его регистрации. Причем эта практика распространена не только в России, но и в других государствах. Регион — целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения[32, с. 187]. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, а точнее – трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона. Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся: - системообразующая база; - системообслуживающий комплекс; - экология; - население; - инфраструктура рынка. Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек — органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность[32, с. 188]. Итак, основываясь на вышесказанном, можно принять за основу следующее определение региона. Регион – это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления. Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: - развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни населения; - регионы со средним экономическим потенциалом; - проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. Изучив сущность и содержание региона как объекта управления, мы считаем необходимым, рассмотреть особенности системного подхода к управлению социально-экономическим развитием региона. 1.2 Особенности системного подхода к управлению социально-экономическим развитием региона При решении проблем социально-экономического развития региона важно исходить из качественной оценки внутрирегиональных связей и отношений. Отсюда вытекает необходимость изучения, проработки и обоснования направлений и тенденций социально-экономического развития регионов во взаимосвязи по двум основным уровням управления: на микроуровне (уровень предприятий и организаций, городов и районов) и на мезоуровне (уровень субъекта федерации) [28, с. 26]. Реализация такой задачи возможна только на базе всестороннего использования принципиальных положений системного подхода. Как известно, идея такого подхода предпролагает необходимость исследования целого комплекса сложных по структуре объектов и процессов с целью выявления сущностных связей и отношений, которые имеют место как внутри рассматриваемой структуры, так и ее взаимозависимости от внешней среды. Система при этом рассматривается как множество взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, составляющих сложное единое целое, обладающее интегративными свойствами [18, с. 124]. Каждый регион представляет собой сложную социально-экономическую систему, в рамках которой формируется, функционирует и получает развитие многоаспектная совокупность связей и зависимостей между организациями, предприятиями, учреждениями, населением, социальными группами, органами управления. Именно от состояния и развития этих связей, отношений и взаимодействия во многом зависит степень позитивности тех или иных региональных социально-экономических процессов [12, с. 97]. В условиях современных социально-экономических преобразований регион выступает в качестве важнейшего объекта управления, так как именно это звено народнохозяйственного комплекса в большей степени обладает всеми основными признаками системы, в первую очередь, свойствами единства, целостности, взаимосвязанности, взаимообусловленности всего того, что находится в определенном территориальном пространстве. Системный подход применительно к социально-экономическим комплексам, каковым является регион, должен рассматриваться как методологическая база формирования соответствующих конкретных действий, направленных на позитивные взаимоувязанные преобразования. Системный подход фактически стал научной базой управления, регулирования, реорганизации, реструктуризации, реформирования, развития, совершенствования социально-экономических систем, связанных с достижением целевых ориентиров. При этом главной задачей системного подхода является формирование необходимых условий системно организованной социальной и экономической среды с учетом внешнего окружения для осуществления определенных видов деятельности в конкретных сферах и реализации разработанных целевых программ [16, с. 124]. Системное региональное развитие предполагает проведение обоснованных и четко организованных преобразований, в частности: достижение структурной сбалансированности; создание недостающих звеньев (частей, элементов), их расчленение и перегруппировка, ликвидация излишних и (или) мешающих звеньев; устранение деструктивности отдельных элементов; стимулирование внутрирегиональных и межрегиональных связей; осуществление интеграционных процессов; достижение мультипликативного эффекта; социальная ориентация преобразований. При исследовании региональных проблем и обосновании возможных путей развития регионов следует учитывать то важное обстоятельство, что российские регионы, представляя собой взаимосвязанные звенья в народнохозяйственной системе, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Эти различия состоят в географическом месторасположении, размерах занимаемой территории, природно-климатических условиях, экономическом потенциале, уровне развития отраслей промышленности и сельского хозяйства, состоянии производственной и социальной инфраструктуры, количестве предприятий и организаций, численности населения и его трудоспособной части, структуре собственности, налоговому потенциалу, научно-практической оснащенности, структурах законодательной и исполнительной власти и многом другом. В связи с этим существует определенная специфика состояния, функционирования и развития конкретных регионов. Эти объективно существующие различия, а также некоторые результаты происходящих в стране преобразований обусловили быстрое нарастание межрегиональных диспропорций. Сравнительный анализ социально-экономического развития регионов свидетельствует о тенденции нарастания их дифференциации. Это во многом связано с неоднородностью хозяйственного пространства России, а, следовательно, и с различными возможностями приспособления к рыночным условиям [17, с. 35]. 1.3 Методические аспекты управления социально-экономическим развитием региона Принципиальным концептуальным положением формирования системы управления социально-экономическим развитием региона является использование методов системного подхода (с точки зрения ресурсов и потенциала) к функционированию различных сфер экономики региона и социальной сферы и их пропорционально сбалансированному развитию. Стратегия управления развитием конкретного региона должна предусматривать выбор оптимальных путей социально-экономического прогресса в сложившихся, порой не совсем благоприятных условиях, а также максимально возможного повышения конкурентоспособности региона [19, с. 12]. Повышение конкурентоспособности региона является наиболее актуальной проблемой, предполагающей рост конкурентных преимуществ как отдельных предприятий, отраслей, территорий, так и всей их совокупности. В целом конкурентоспособность региона может характеризоваться как наличие, усиление, преумножение и развитие конкурентных преимуществ в условиях обостряющегося динамичногомежрегионального и международного экономического соперничества, в котором главную роль играют инновации, обеспечивающие рыночные успехи, опережения и выигрышные позиции. По нашему мнению, повышение конкурентоспособности региона может быть достигнуто при реализации следующих основных системных элементов: мобилизации регионального потенциала; осуществлении структурной перестройки; расширения инновационности; роста инвестиционной привлекательности; создания условий для деловой активности; формирования социальной консолидации. Все эти составные элементы должны основываться на соответствующей правовой и институциональной базе и получать отражение в стратегии развития региона [28, с. 59]. Другой актуальной для управления развитием региона задачей является создание благоприятной среды для повышения деловой активности различных субъектов экономической деятельности. Это требует формирования равных условий и правил поведения для участников рыночных отношений, устранения необоснованных привилегий, смягчения и преодоления монополистических тенденций и в то же время расширения стимулирующих мер воздействия на развитие предпринимательской активности и деловых инициатив [25, с. 6]. Важным компонентом системного социально-экономического развития региона следует считать инновационную активность. Механизм повышения эффективности инновационной деятельности предполагает, прежде всего, активизацию научно-исследовательских работ по наиболее приоритетным направлениям научно-технического прогресса и эффективную реализацию накопленного инновационного потенциала посредством быстрого внедрения научных разработок в различные сферы экономики региона с привлечением частного и акционерного капитала. Необходимо также развитие инфраструктуры инновационной деятельности, государственная поддержка перспективных проектов, совершенствование федеральных и региональных программ инновационного развития. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы инновационная составляющая присутствовала в деятельности практически всех предприятий и организаций, во всей системе регионального хозяйства. Разработка эффективного механизма повышения инвестиционной активности в регионе должна предусматривать меры по региональной поддержке инвестиционных проектов и формированию их рынка, развитию системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере, поддержке венчурного бизнеса со стороны администрации, развитию инвестиционной инфраструктуры и т.п. [8, с. 9] Еще одним важным элементом системы управления социально-экономическим развитием региона является наличие солидарной ответственности региональной и местной власти, населения и бизнеса, функционирующего на конкретной территории. Следует подчеркнуть, что бизнес, деловые круги региона должны нести ответственность за сохранение социальной стабильности на соответствующей территории, поскольку прежде всего они заинтересованы в этом важнейшем условии благоприятного предпринимательского климата. С учетом изложенного можно сформулировать основные цели управления социально-экономическим развитием региона (рисунок 1). В настоящее время большинство специалистов солидарны в том, что необходимо радикальное изменение методов управления региональным социально-экономическим развитием. Непрофессионализм, недостаточно высокий уровень управленческой и организационной культуры государственных служащих резко снижают их ответственность, инициативу и предприимчивость, что отрицательно сказывается на качестве жизни граждан. Поэтому среди различных отраслей знания особое значение приобретает социальный менеджмент - область управления, формирующая будущих специалистов, способных эффективно управлять на данной территории с учетом ее особенностей, пользоваться методами современной науки и изменить положение к лучшему [10, с. 21]. Рисунок 1 – Основные цели управления социально-экономическим развитием региона Объектами управления социально-экономическим развитием региона являются экономическая, социальная и политическая сферы. Такое управление должно рассматриваться не только как средство реализации планов и программ социально-экономического развития региона, но и средство решения проблем, обеспечивающих не просто выживание, а и развитие местного сообщества и создающих лучшие условия для жизни населения [11, с. 128]. Специалисты и служащие, работающие в органах регионального управления, должны хорошо владеть методами и средствами, направленными на реализацию не только функций планирования, руководства, координации, контроля, мотивации, но также функциями, изучение которых пока не в полной мере представлены в вузовских учебных программах подготовки государственных и муниципальных специалистов - менеджеров. К таким функциям относятся: * управление проблемами (предвидение и выявление проблем, анализ и исследование проблем, подготовка решений, анализ результатов решений); * правовое и структурное регулирование (обновление институциональной среды); * управление культурой (формирование и введение новых культурных ценностей); * управление проблемными знаниями (накопление и обновление информации, необходимой для выявления и решения проблем). Анализ практики показывает, что указанные функции в той или иной мере выполняются каждой действующей системой социально-экономического управления, однако делается это недостаточно осознанно, без использования научных методов. Предвидением и выявлением социальных проблем практически никто не занимается, так как зачастую не хватает средств на решение насущных проблем («латание дыр»). Проблемы выявляются, как правило, не путем проведения регулярных социологических опросов населения, а стихийно, в основном благодаря письмам населения, средствам массовой информации или жалобам. Оценка и выбор наиболее важных для решения проблем нередко осуществляется в результате лоббирования интересов различных политических групп, партий и движений. Принятие решений и подготовка соответствующих программ, как правило, осуществляются без глубокой научной проработки. Редко проводится анализ результатов принятых решений, что приводит к частому повторению одних и тех же ошибок [9, с. 176]. Подобные недостатки относятся не только к функциям управления социальными проблемами, но и к другим указанным выше функциям социально-экономического управления. Устранение этих недостатков должно привести к совершенствованию системы социального управления и повышению ее эффективности. Для этого могут применяться два метода: функционально-диагностический и метод реинженеринга, основанный на создании так называемых «мозговых центров». Первый метод (таблица 1) заключается в проведении обследования действующей системы социального управления в целях обнаружения недостатков в выполнении ею функций управления, подготовке и реализации программы мероприятий по их совершенствованию. Метод складывается из трех этапов. На первом для каждой из указанных выше функций управления устанавливается, кто и каким образом их выполняет, т.е. определяются структурные подразделения действующей системы управления и конкретные лица, фактически осуществляющие функции управления (формальным или неформальным образом), и дается описание процедур их выполнения. На втором этапе определяются недостатки, снижающие качество этих функций. На третьем этапе по каждой функции подготавливаются конкретные предложения по ее совершенствованию. Реализация мероприятий или программ работ, составленных на основе предложений по совершенствованию выполнения функций управления, должна привести к повышению эффективности действующей системы социального управления. Таблица 1 Этапы реализации функционально-диагностического метода Функционально-диагностический метод Первый этап Распределение функций управления Определение структурных подразделений и конкретных лиц, фактически осуществляющих функции управления Описание процедур выполнения функций Второй этап Определение недостатков, снижающих качество управленческих функций Третий этап Подготовка конкретных предложений по совершенствованию каждой функции управления Составление программы мероприятий по совершенствованию выполнения функций управления Реализация разработанных мероприятий, достижение повышения эффективности действующей системы социального управления Данный метод связан с постепенным совершенствованием системы социального управления. При этом преобразования последней могут осуществляться слишком медленно, мало повлиять на качество принимаемых решений и в конечном счете на уровень жизни населения местного сообщества [31, с. 156]. Второй метод (таблица 2) имеет более кардинальный характер и связан с созданием в рамках системы социального управления специального «мозгового центра», обеспечивающего устойчивое развитие общества. Дело в том, что многие функции социального управления, в частности функции управления проблемами, являются полулатентными, т.е. выполняются недостаточно осознанно, что приводит к необходимости их легализовать и выполнять на профессиональной основе. Для этого в структуре системы управления регионом должны быть предусмотрены специальные подразделения, выполняющие указанные функции. Учитывая значительный удельный вес нетрадиционных функций социального управления, целесообразно собрать эти функции и соответствующих им специалистов «под одной крышей». Фактически это означает, что в современной структуре органов регионального управления должен существовать специальный орган («мозговой центр»), ответственный за их устойчивое развитие. Таблица 2 Структура «мозгового центра» и функции его основных групп Группы Функции Группа выявления проблем Непрерывное наблюдение за всеми тенденциями во внешней и внутренней среде. Сбор и анализ информации Экспертная группа Классификация и систематизация проблем Отслеживание движения проблем Группа правового регулирования Подготовка и введение в действие новых нормативных актов Отслеживание и отмена устаревших нормативных документов Группа структурного регулирования Проектирование и внедрение новых структурных подразделений Подготовка предложение по совершенствованию действующей системы социального управления Группа по формированию и введению новых культурных ценностей Формирование системы ценностей населения Обобщение интересов и целевых установок населения Группа управления инновациями Изучение и обобщение новых изобретений, открытий, технологий и т.д. Внедрение наиболее эффективных инновационных проектов Группа регулирования межрегиональных отношений Установление и законодательное регулирование межрегиональных связей Разработка договоров, соглашений, союзов и объединений с другими регионами для решения общих проблем Финансово-бюджетная группа Управление местным бюджетом Обеспечение финансовых источников бюджета Группа контроля Контроль за реализацией комплексных программ развития Анализ результатов выполнения программ Сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми Группа ведения банка проблемных знаний Накопление поступающей информации Обеспечение информацией всех заинтересованных подразделений Группа правового регулирования подготавливает и вводит в действие новые положения и другие нормативные акты, действующие на территории данного местного сообщества, а также отменяет устаревшие. Группа структурного регулирования осуществляет проектирование и внедрение новых структурных подразделений системы социального управления и подготавливает предложения по совершенствованию действующих. Группа по формированию и введению новых культурных ценностей занимается формированием системы ценностей населения, его интересов и целевых установок. Группа управления инновациями внедряет новые изобретения, открытия, технологии и т.д. Группа регулирования межрегиональных отношений специализируется на установлении и законодательном регулировании межрегиональных связей с помощью договоров, союзов, соглашений, позволяющих объединить (при необходимости) ресурсы нескольких регионов для решения общих проблем. Финансово-бюджетная группа управляет бюджетом местного сообщества и решает вопросы финансирования его проблем. Группа контроля за реализацией программ и анализа результатов их выполнения следит за ходом выполнения комплексных программ и сравнивает полученные результаты с ожидаемыми, что позволяет накапливать позитивный опыт решения проблем и фиксировать его в банке проблемных знаний. Группа ведения банка проблемных знаний накапливает всю поступающую информацию, относящуюся к решаемым проблемам, и обеспечивает ею все заинтересованные подразделения системы социального управления. Кроме того, в структуру «мозгового центра» также целесообразно включить группу анализа и исследования региональных проблем, группу планирования и разработки комплексных программ, экспертный совет (при правительстве региона). Очевидно, что «мозговые центры» являются достаточно сложными структурами управления, объединяющими на профессиональной основе юристов, социологов, экономистов, политологов, психологов и других специалистов для решения сложных социальных, экономических, политических и других постоянно возникающих проблем, поэтому создание таких центров под силу лишь крупным регионам [12, с. 143]. Совершенствование управления регионом необходимо осуществлять не эпизодически, а на постоянной основе. Это означает, что в структурах системы социального управления должны создаваться постоянно действующие подразделения (отделы совершенствования социального управления). Основными задачами таких подразделений должны стать подготовка и реализация мер по совершенствованию существующей системы управления. Основными задачами успешного развития таких практических методов управления является уточнение и доработка концепции профессиональной подготовки кадров, определение требований, которые современная практика управления предъявляет к личности управленца. Таким образом, в настоящее время имеются необходимые теоретические и научно-практические предпосылки для широкого развертывания работ по совершенствованию управления социально-экономическим развитием регионов и реализации соответствующих планов и программ, что требует не только усилий руководства регионами, но и поддержки со стороны государственных органов [28, с. 105]. После того как мы изучили теоретические основы управления социально-экономическим развитием региона мы считаем необходимым, изучить особенности организация управления социально-экономическими процессами в регионе. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕГИОНЕ 2.1 Государственное регулирование социально-экономических процессов в регионе Как правило, под государственным регулированием понимают комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. При этом государственное регулирование региональной политики направлено на определение и контроль реализации совокупности целей и задач центральных и региональных органов государственной власти, определяющих управление социально-экономическим развитием регионов страны, и является инструментом осуществления общей стратегии территориального развития государства. Таким образом, государственная региональная политика «объединяет региональную политику общенационального центра, а также конкретных регионов, имеющих свои специфические особенности» и оказывает непосредственное влияние на региональное развитие, в том числе и в социально-экономической сфере. Федеральная (или общенациональная) политика в отношении регионов представлена соответствующими целями и задачами по управлению их политическим, экономическим и социальным развитием, сформулированными федеральным центром, что является одной из частей механизма государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере. В связи с этим, общая направленность региональной политики России определяется как создание условий формирования единого экономического пространства страны, что предполагает не только достижение экономических результатов, но и преодоление существенных различий в социально-экономическом развитии ее субъектов. Важно осознавать как внутреннюю противоречивость такого двойственного комплекса целей, так и непосредственную их взаимосвязь. Однако собственная политика каждого региона также включает цели и задачи по управлению региональным хозяйством в рамках экономического, финансового, социального, инвестиционного, внешнеэкономического и прочих направлений деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Они в совокупности определяют государственную региональную политику, направленную на осуществление стратегии России по развитию ее территории, предполагающей гибкое сочетание экономических и социальных целей. Стратегия развития территорий — это, в свою очередь, система методов и механизмов, формируемых для осуществления планов развития, разрабатываемых в соответствии с концепцией регионального развития России и призванных оказывать необходимое воздействие на социальную, культурную и экономическую сферы жизни населения в ее регионах. Следует отметить, что эта стратегия является составным элементом общей государственной стратегии развития страны. Поэтому формирование федеральной региональной политики предполагает согласование отдельных интересов регионов России и общенациональных интересов. Более того, осуществление государственной региональной политики предполагает использование бюджетных средств на федеральном и региональном уровнях, что обеспечивает зависимость регионов от федеральных денежных поступлений, а значит, формирует еще один инструмент государственного регулирования, а именно — бюджетный. Так, статья 130 Бюджетного кодекса Российской федерации определяет условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в формах дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, которые направлены на стимулирование экономического роста; выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории; компенсацию нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, сто....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: